Маршал авиации Иван Кожедуб: летчик, который ни разу не был сбит.
105 лет назад родился будущий летчик-истребитель, Маршал авиации, трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб.
Помимо трех «Золотых звезд» Героя Советского Союза, Иван Кожедуб за свой ратный труд был удостоен двух орденов Ленина, семи орденов Красного Знамени, ордена Александра Невского, ордена Отечественной войны 1-й степени, двух орденов Красной Звезды, двух орденов «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3-й и 2-й степени, отмечен многочисленными медалями и иностранными наградами.
В годы Великой Отечественной войны он совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, лично сбил 62 самолета противника. Согласно официальным данным И.Н. Кожедуб – наиболее результативный советский летчик-истребитель.
Каждый настоящий летчик-ас обладает собственным, непохожим на других почерком в небе. Имелся он и у Ивана Кожедуба, человека мужественного, отважного, хладнокровного. Его умение быстро разобраться в сложившейся ситуации, оценить риск и найти единственно верное решение, поражало всех, кому приходилось иметь с ним дело. Он настолько виртуозно владел машиной, что казалось, поведет ее, даже закрыв глаза. Во время полетов летчик использовал разнообразные маневры – змейки, развороты, горки, пикирования. Кожедуб всегда первым находил противника, и при этом ни разу не «подставился» под вражеские удары. Его не сбили ни разу, даже в самых критических ситуациях этот героический летчик всегда садил машину.
Будущий летчик родился 8 июня 1920 г. в деревне Ображеевка Сумской области, став пятым ребенком в бедной крестьянской семье. Окончил рабфак Шостинского химико-технологического техникума. В 1938 г. пришел в аэроклуб, где в апреле 1939 г. совершил свой первый полет. Затем, в начале 1940 г. поступил в Чугуевское военное авиационное училище, после окончания которого остался там работать инструктором. С начала войны И.Н. Кожедуб неоднократно писал рапорты об отправке на фронт, но его просьбы были удовлетворены только осенью 1942 г., когда И.Н. Кожедуб направлен в Москву, а затем в 240 истребительный авиаполк, имевший на вооружении новейшие истребители Ла-5.
В первом бою летчик прикрывал аэродром и во время атаки немецких бомбардировщиков попал не только под их удар, но и под залпы зенитной артиллерии Красной армии. Самолет Кожедуба был сильно поврежден, но летчик все же сумел посадить его. Пилот спасся только благодаря спинке из прочного материала, но машина восстановлению не подлежала. Некоторое время Ивану пришлось летать на свободных самолетах эскадрильи, своей машины у него не было. Командование приняло решение перевести Кожедуба на пост оповещения, но благодаря заступничеству командира полка, его оставили в эскадрилье.
Летом 1943 года Кожедуба повысили в звании, теперь он младший лейтенант. Его назначили командовать эскадрильей. Свой первый вражеский самолет – бомбардировщик Юнкерс Ю-87 Иван сбил 6 июля 1943 года во время боя за Курскую дугу. 7 июля сбил еще один, а 9-го уничтожил сразу два вражеских истребителя Bf-109. 4 февраля 1944 года старший лейтенант Иван Кожедуб получил свою первую звезду Героя Советского Союза. На тот момент на его счету уже были 146 боевых вылетов и 20 сбитых машин врага.
В мае 1944-го Кожедуб пересел на машину Ла-5ФН с бортовым номером 14. На ее создание выделил средства простой колхозник-пчеловод Василий Конев из Сталинградской области. В августе 1944-го Ивану дали капитанское звание и назначили на должность заместителя командира 176-го гвардейского полка. Того же времени он пересел на новый истребитель Ла-7.
19 августа 1944 года летчик второй раз стал Героем Советского Союза. К тому времени на его счету уже было 256 вылетов и 48 уничтоженных фашистских самолетов.
В конце войны гвардии майор Иван Кожедуб провел 120 воздушных боев, уничтожил 64 самолета противника, среди которых были пикирующие бомбардировщики, истребители, штурмовики и даже один реактивный истребитель. За все годы летчик 330 раз поднимался в небо, отлично стрелял, предпочитал не сближаться с противником, и открывать огонь на расстоянии от двухсот до трехсот метров от вражеского самолета.
Свой последний бой прославленный летчик провел в небе над столицей фашистской Германии 17 апреля 1945 года. В этом сражении он сбил два истребителя FW-190. По итогу Великой Отечественной войны Кожедуба признали самым результативным летчиком-истребителем.
18 августа 1945 года Иван Никитович третий раз удостоен самой высокой правительственной награды – медали «Золотая Звезда» и звания Герой Советского Союза.
Биография прославленного летчика навсегда связана с небом, поэтому после победы он продолжил служить в ВВС. Он умел хорошо воевать, но в мирное время от него требовались теоретические знания, и Кожедуб решил продолжить учебу. Он становится студентом Краснознаменной Военно-воздушной академии. С каждым годом советское авиастроение осваивало выпуск новых машин, Кожедуб стал летчиком-испытателем уникальных разработок советских ученых, в том числе и реактивного истребителя МиГ-15.
Начиная с апреля 1951-го по январь 1952-го, Кожедуб во главе 324-й истребительной дивизии воевал в Корее. За этот период летчики дивизии 216 раз побеждали противника в воздухе. Наши потери исчислялись 27 самолетами и 9-ю пилотами.
В 1956-м Кожедуб получил диплом Военной академии Генштаба. В июне 1962 года получил назначение на должность командующего 76-й воздушной армии. Спустя два года стал заместителем командующего ВВС в Московском военном округе. На этом поприще служил вплоть до перевода его в центральный аппарат ВВС в 1971-м. В 1978-м новое назначение – Группа генеральных инспекторов Минобороны Советского Союза. В 1970-м стал генерал-полковником авиации, в 1985-м Кожедуб удостоился воинского звания Маршал авиации.
Последние годы жизни летчика-героя были связаны с политической и общественной деятельностью. Долгие годы он был депутатом Верховного Совета, в 1989-м его избрали народным депутатом СССР.
Пока Иван Кожедуб летал, он никогда не жаловался на здоровье. Когда с небом пришлось поневоле расстаться, летчика начали одолевать болезни. В 1976 году он перенес инсульт. Благо рядом находилась жена, которая вызвала скорую, потом сама поднимала его на ноги. Тогда Иван выздоровел, а вот инфаркт, случившийся в 1991-м, он уже не перенес. Вероники не было дома, и вызвать неотложку было некому. Прославленный летчик умер 8 августа 1991 года, его похоронили на столичном Новодевичьем кладбище.
В 2010-м к 90-летнему юбилею Ивана Кожедуба сняли документальную ленту «Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба». Для съемок фильма режиссеры попросили у семьи разрешения пользоваться дневниками, личными записями и семейными архивами летчика.
