Маршал северных направлений.
Кирилл Афанасьевич Мерецков — будущий Маршал Советского Союза и Герой Советского Союза родился в деревне Назарьево Зарайского уезда Рязанской губернии в бедной крестьянской семье. С 13 лет работал слесарем. Его судьбу круто изменила революция. В двадцать лет он уже активно участвовал в февральских и октябрьских событиях. Сначала его назначили в Судогде председателем военного отдела в местном совете, затем, летом 1918 года, комиссаром отправляемого на Восточный фронт объединенного отряда владимирских рабочих.
В 1931 году в составе группы командиров Красной армии Кирилл Афанасьевич побывал в Германии, где ознакомился со службой немецких штабов и методикой проведения учений. Мерецков вспоминал, что вернулся из поездки с тревожным предчувствием. Как профессионал он сразу понял, что Германия готовит мощную военную машину и отнюдь не для оборонительных целей. Но прежде красному командиру пришлось столкнуться с итальянскими фашистами. В октябре 1936 года комдив Мерецков под видом югослава с псевдонимом Петрович был направлен в Испанию в качестве военного специалиста для оказания помощи республиканскому правительству в борьбе с мятежниками генерала Франко. Обстановка была чрезвычайно сложная. В правительстве и военном руководстве республиканцев царили разногласия. Франкисты наступали на Мадрид. К.А. Мерецков не только обучал командный состав, помогал формировать интернациональные бригады и испанские части, но и на личном примере, участвуя в боях, показывал, как должен командир вести себя под огнем.
Имя Мерецкова связано со знаменитой Гвадалахарской операцией, в ходе которой был наголову разбит итальянский экспедиционный корпус. Будучи главным советником штаба Центрального фронта, Кирилл Афанасьевич помог республиканскому командованию разгадать замысел врага, разработать и реализовать план контрнаступления.
По возвращении на Родину К.А. Мерецков был удостоен орденов Красного Знамени и Ленина. Вскоре он был назначен заместителем начальника Генерального штаба РККА и секретарем Главного военного совета Наркомата обороны СССР, затем командующим войсками Приволжского, а с февраля 1939 года — Ленинградского военного округа (ЛВО).
Особая страница в биографии Кирилла Афанасьевича — Советско-финляндская война. К.А. Мерецков был назначен командующим 7-й армией, сформированной в октябре 1939 года из соединений и частей Ленинградского военного округа. Именно этим войскам предстояло решить задачу, с которой до этого еще никто не сталкивался, — прорвать знаменитую линию Маннергейма. 7-я армия это сделала. Мировая история не знала примера столь масштабного прорыва такой развитой системы долговременных укреплений в критически сложных физико-географических условиях. Советским войскам пришлось вести борьбу в условиях практически непроходимой местности, по пояс в снегу и в сорокаградусный мороз. В данном случае не то, что воевать, но и просто выживать было настоящим подвигом.
Именно после Советско-финляндской войны за К.А. Мерецковым прочно утвердилась слава мастера по организации прорыва глубоко эшелонированных укрепленных районов, притом в сложных природно-климатических условиях Севера. Признанием его заслуг стало присвоение ему звания Героя Советского Союза и воинского звания генерала армии. Вскоре он стал заместителем наркома обороны СССР, а в августе 1940 года — начальником Генерального штаба РККА.
22 июня 1941 года представитель Главного командования Мерецков встретил на невских берегах. Ознакомившись с обстановкой, он посоветовал руководителям ЛВО начать сооружение оборонительного пояса между Псковом и Ленинградом в районе Луги. Подобное предложение тогда не восприняли с должным вниманием, ведь считалось, что противник Питеру способен угрожать только с севера — зачем же бросать силы на Лужское направление? К сожалению, предвидение Кирилла Афанасьевича подтвердится слишком скоро.
Да и у самого К. Мерецкова произошел крутой поворот в судьбе. 23 июня он был срочно вызван в Кремль к наркому обороны К. Тимошенко, где его арестовали по сфабрикованному ложному обвинению. Генералу армии инкриминировали принадлежность к антисоветской военно-заговорщической организации и сотрудничество с германской разведкой. Признательные показания из К. Мерецкова выбивали в прямом смысле слова. Следователи, сменяя друг друга, применяли к нему самые жесткие меры воздействия. Близкие военачальника много лет спустя рассказывали, что заслуженный маршал, когда вспоминал 74 дня в застенках НКВД, просто плакал.
Многих участников того мнимого заговора расстреляли. А вот Кирилла Мерецкова в сентябре 1941-го Сталин все же вернул в боевой строй и направил на Северо-Западный и Карельский фронты сначала представителем Ставки ВГК, а затем вверил ему ту самую 7-ю армию, которую Кирилл Афанасьевич когда-то вел на штурм линии Маннергейма.
С декабря 1941-го по февраль 1944-го К.А. Мерецков командовал войсками Волховского фронта, защищавшими Ленинград. Он был непосредственно причастен к разработке и проведению каждой операции, из которых складывалась великая победа в боях за северную столицу. Особенно ярко его полководческое мастерство проявилось в январе 1943 года в ходе проведения операции по прорыву блокады Ленинграда под кодовым названием «Искра». Войска Волховского фронта, нанося главный удар через Синявинские торфяные болота, после семидневных тяжелых боев соединились с войсками Ленинградского фронта. Блокада города-героя была прорвана, и по коммуникациям южнее Ладожского озера было восстановлено его снабжение.
Спустя год К.А. Мерецков, командуя тем же Волховским фронтом, взломал оборону врага под Новгородом и ударом на Лугу расколол немецкую группу армий «Север». В Новгородско-Лужской операции он воплотил в жизнь немало оригинальных задумок. Так, вспомогательный удар южнее Новгорода наносился через озеро Ильмень с еще не окрепшим льдом. Фронт разгромил восемь пехотных и одну танковую дивизию противника и нанес тяжелое поражение еще четырем соединениям врага.
В связи с сокращением общей фронтовой линии войска К.А. Мерецкова были переданы в подчинение Ленинградского фронта, а Кирилл Афанасьевич принял под свое командование Карельский фронт. И.В. Сталин считал К. Мерецкого специалистом по Финляндии и поставил ему задачу освобождения Карелии и вывода страны Суоми из войны. Несомненно, что это назначение сильно поколебало дух, уверенность в своих силах и решимость сражаться военно-политического руководства Финляндии.
Итогом проведенной в июне — августе 1944 года Свирско-Петрозаводской операции стал разгром финских войск в Карелии. А в результате мастерски подготовленной К.А. Мерецковым и штабом Петсамо-Киркенесской операции в октябре немцы были выбиты с Крайнего Севера. Войска Карельского фронта прошли в местах, где до этого не ступала нога человека. Безукоризненным было взаимодействие с Северным флотом.
26 октября 1944 года Кириллу Афанасьевичу было присвоено звание Маршала Советского Союза.
На историческом Параде Победы в Москве первым по Красной площади прошел сводный полк Карельского фронта во главе с К.А. Мерецковым.
Но и после капитуляции Германии война для маршала не окончилась. Советский Союз, верный своим обязательствам перед союзниками, готовился объявить войну Японии и начал переброску своих сил на Дальний Восток. Советским войскам предстояло действовать в сложных условиях горно-пустынной и горно-таежной местности.
Когда подбирали командующих фронтами на этом театре военных действий, Верховный главнокомандующий одним из первых назвал К.А. Мерецкова. Он сразу определил ему место — 1-й Дальневосточный фронт. Кириллу Афанасьевичу предстояло преодолевать развитую сеть мощных укрепрайонов с множеством дотов, дзотов, подземных казематов. Все напоминало линию Маннергейма. И бездорожье было под стать северному.
При назначении И.В. Сталин сказал: «Хитрый ярославец найдет способ, как разбить японцев. Ему воевать в лесу и рвать укрепленные районы не впервой». Почему Верховный главнокомандующий так иногда в шутку называл Мерецкова, сам Кирилл Афанасьевич объяснения не находил, ведь он был родом совсем из другого региона.
Хибино-Гиринская наступательная операция стала последней в боевой биографии маршала К. Мерецкова. И в ее начале маршалу пришлось принимать весьма нетривиальное решение. В ночь на 9 августа в полосе действий ударной группировки фронта пошел проливной дождь. К. Мерецков отдал приказ — артподготовку отменить, выдвигаться вперед ночью, под прикрытием дождя. Этот шаг позволил застать японцев врасплох. К утру передовые ударные группы проникли в оборонительные порядки противника на глубину до 10 км. Начало общего наступления позволило на отдельных направлениях в первый день продвинуться на 23 км.
Полный разгром Квантунской армии стал образцом молниеносной войны, которую искусно провело командование Советской Армии. Маршал К. Мерецков виртуозно использовал в ней опыт ведения боевых действий, накопленный и в Советско-финляндской войне, и на Карельском фронте. Мастерство полководца проявилось в применении ударными группировками глубоких обходов, приводивших к нейтрализации сильно укрепленных узлов обороны японских войск, которые казались абсолютно неприступными. Кроме того, К. Мерецков широко использовал передовые отряды и воздушные десанты для срыва планомерного отхода противника, предотвращения разрушений им мостов и других важных объектов
8 сентября 1945 года маршал Мерецков был удостоен высшей полководческой награды — ордена «Победа».
После завершения войны с Японией Кирилл Афанасьевич командовал войсками Приморского, Московского, Беломорского и Северного военных округов, руководил курсами «Выстрел». Его опыт, профессионализм и авторитет оказались востребованными и в должности помощника министра обороны СССР по военным учебным заведениям.
Кирилл Афанасьевич скончался 30 декабря 1968 года и был похоронен в Кремлевской стене на Красной площади. В своих мемуарах «На службе народу» он оставил мудрое напутствие защитникам Отечества: «Доблесть военного человека заключается не в том, чтобы забраться на возможно большую должность и маять себя и других, но в том, чтобы на любом посту, куда бы его ни поставили, основательно и профессионально выполнять свой воинский долг».
