Александр Вишневский: от мази до новокаиновой блокады.
Выдающийся военный врач Александр Васильевич Вишневский говорил: “Победы в сражениях одерживают возвращенные в строй раненые”. Хирурга часто называли целителем солдатских ран.
А.В. Вишневский родился 23 августа 1874 года в в дагестанском селе Новоалександровка (ныне село Нижний Чирюрт Кизилюртовского района Дагестана), в семье штабс-капитана пехотного полка и дочери священника. Среднее образование получил в Астраханской гимназии, после ее окончания стал студентом Императорского Казанского университета. В 1899 году, окончив медицинский факультет с отличием, остался работать в Казани.
В течение года работал сверхштатным ординатором хирургического отделения Александровской больницы Казани. В 1900-1901 годах он – сверхштатный прозектор кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией, в 1901-1904 годах – прозектор кафедры нормальной анатомии, в 1904-1911 годах – приват-доцент кафедры топографической анатомии.
В 1905 году А.В. Вишневский был командирован за границу для овладения методами урологических исследований. С 1 апреля 1908 по 15 января 1909 года проходила его вторая заграничная командировка с целью изучения мочеполовой системы и хирургии мозга. В Германии он посетил клиники известных немецких хирургов Вира, Керте, Гильдебранда. В Париже, усовершенствуясь по нейрохирургии, одновременно посещал лабораторию И.И. Мечникова в Пастеровском институте, где выполнил две научные работы.
В годы первой мировой войны А. В. Вишневский ведет практически без помощников два хирургических курса – хирургической патологии и госпитальной клиники, в то же время является старшим врачом госпиталя Казанского отдела Всероссийского земского союза, врачом-консультантом госпиталей Казанского биржевого и купеческого общества, врачом лазарета Казанского учебного округа.
После Октябрьской революции в 1918 году Вишневский стал старшим врачом первой советской больницы Казани, в 1918-1926 годах возглавлял областную больницу ТАССР. С 1926 по 1934 год заведовал факультетской хирургической клиникой, которая ныне носит его имя. Клиника становится ведущим хирургическим центром. Здесь производятся наиболее сложные операции. В совершенно новой сфере деятельности – административной – Вишневский проявил себя блестящим организатором.
За свою долгую медицинскую практику Александр Васильевич опубликовал более 100 научных работ. Ученый создал новые методы лечения воспалительных процессов, гнойных ран, травматического шока (новокаиновый блок, вагосимнатический блок и др.).
Одним из главных научных достижений медика считается «ползучий инфильтрат». Это открытие в советской медицине стало настоящей «бомбой». Способ обезболивания «по Вишневскому» не оказывал побочных явлений в отличие от традиционного наркоза. Кроме того, такое обезболивание можно было делать практически в любых условиях. В 1932 году ученый выпустил монографию «Местная анестезия по методу ползучего инфильтрата».
Знаменитое средство – линимент бальзамический или знаменитую «мазь Вишневского» – Александр Васильевич изобрёл в 1927 году. Рецептура средства оригинальна: смешав березовый деготь, ксероформ и касторовое масло, учёный получил состав в виде мази. Мазь обладает регенерирующими и антибактериальными свойствами. Ею лечили и продолжают лечить до сих пор кожные заболевания, ожоги, обморожения, раны, язвы, пролежни, влажные мозоли, фурункулы, воспаления лимфатических узлов и сосудов, порезы.
Спасением для советских солдат во время Второй мировой войны стали новокаиновые блокады Вишневского. После долгих лет опытов он установил, что раствор новокаина благоприятно воздействует не только на местные ткани, но и на организм в целом. Блокадами лечили шок, хирургический сепсис, воспаления, расстройства тонуса мышц.
Новые методы обезболивания и лечения ран, предложенные Вишневским, сыграли огромную роль во время Великой Отечественной войны, спасли тысячи советских воинов.
Масляно-бальзамическая повязка (мазь Вишневского), предложенная Вишневским в 1927 году, применяется с успехом для лечения ран и сегодня. Сочетание новокаина и масляно-бальзамической повязки дало новый метод лечения воспалительных процессов при самопроизвольной гангрене ног, трофических язвах, при тромбофлебите, абсцессах, карбункулах и других заболеваниях.
С 1935 по 1947 год Вишневский возглавлял хирургическую клинику Центрального института усовершенствования врачей и Всесоюзного института экспериментальной медицины. Москва встретила Вишневского как крупного ученого с мировым именем как зрелого хирурга-виртуоза, главу самобытной хирургической школы.
Осенью 1941 года Вишневский вновь оказался в Казани: сюда была эвакуирована хирургическая клиника ВИЭМ.
На базе хирургической клиники ВИЭМ в 1947 году он организовал Институт экспериментальной и клинической хирургии АМН СССР и стал его директором. В том же году его избрали действительным членом АМН СССР. После смерти ученого институт носит его имя.
Заслуги ученого и хирурга отмечены многими наградами. 27 апреля 1934 года за научные заслуги ему было присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки РСФСР. В 1943 году за выдающиеся заслуги в области хирургии Александр Васильевич был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1944 году – орденом Ленина. 11 апреля 1942 года виднейший советский хирург стал лауреатом Государственной премии СССР.
Вишневский был полон творческого горения, новых замыслов, продолжая вдохновенно трудиться до последних дней своей жизни, которая оборвалась 13 ноября 1948 года.
Казанский период деятельности А.В. Вишневского оставил неизгладимый след в отечественной и мировой медицинской науке. В конце 1934 года он переехал в Москву. Покидая Казань, оставил здесь неувядающую память о себе, а также многочисленных благодарных учеников. Из школы А.В. Вишневского вышло 18 профессоров. В Казани им была оставлена достойная смена: из четырех хирургических кафедр КГМИ три заняли его ученики – профессора Н.В. Соколов, И.В. Домрачев, С.М. Алексеев. Еще пять казанских учеников – В.И. Пшеничников, А.Н. Рыжих, Г.М. Новиков, А.Г. Гельман, С.А. Флеров – возглавили хирургические кафедры в других городах.
Кстати, одним из лучших учеников Александра Васильевича стал его сын – Александр Александрович, тоже хирург. Он продолжил дело отца – изучение влияния новокаиновых блокад на организм человека. В июне 1939 года в районе боевых действий на реке Халхин-Гол А.А. Вишневский в составе бригады рабочее-крестьянской Красной армии впервые в практике военно-полевой хирургии подтвердил значимость новокаиновых блокад. В годы советско-финской войны работал хирургом. Впоследствии стал главным армейским хирургом советской армии.
Внук Вишневского – тоже Александр Александрович – был удостоен Государственной премии СССР за создание и внедрение в практику новых лазерных хирургических средств. Все трое похоронены на Новодевичьем кладбище в Москве.
Человек умирает. Но если он прожил полнокровную, интересную, полезную для людей жизнь, если человек оставил добрый след на земле – жизнь его продолжается.

